Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном учреждении имеются специально оборудованные учебные кабинеты приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- кабинет учителя-логопеда. В кабинете созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Предназначены для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
- кабинет педагога-психолога. Кабинет предназначен для индивидуальных и погрупповых занятий по эмоциональной и познавательной сфер развития воспитанников.
- методический кабинет.
Объекты для проведения практических занятий
Учебное оборудование:
1. Портативная информационная индукционная система «Исток А2» со встроенными в корпус гнездом для карт SD и ММС и встроенным плеером для проигрывания предварительно записанных сообщений.
2. Мини-проектор с 8 режимами света.
3. Набор компакт-дисков для релаксации, №1 Звуки природы.
4. Световой стол из бука для рисования песком (в комплект входит 12,5 кг песка).
5. Психолого-педагогическая диагностика познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет (методика Е.А. Стребелевой).
6. Программно- методический комплекс «Логопедическое обследование детей 4-8 лет (методика В.М.Акименко). В комплекте специализированный компьютерный комплекс СИНТО.
7. ВидеоувеличительOptelecCompact+World. Экран: широкоформатный высококонтрастный 4,3- дюймовый дисплей; 3 режима кратности увеличения 5X; 7,5X; 10X; 5 контрастныхвидеорежимов. Функция «стоп-кадр».
8. Развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко».
9. Адаптированный музыкальный набор для детей-инвалидов.
Реабилитационное оборудование:
1. Противоскользящее покрытие «Ёлочка».
2. Маты гимнастические.
3. Мягкий сухой бассейн 150*150*50.
4. Цветные шарики для цветного бассейна.
5. Комплект из двух акриловых зеркал 200х60 для воздушно-пузырьковой трубки.
6. Игровой набор «Дорожка» (состоит из девяти элементов в виде ступни с разной поверхностью).
7. Мягкая форма в виде пуфа 50.
8. Мягкая форма в виде пуфа 75.
9. Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка 200х18 с пультом управления.
10. Фиброоптическое волокно, 100 волокон.
11. Тактильная дорожка (7 составных модулей) 50х30х3. Общая длина 3,5 м.
12. Акустическая настенная тактильная панель 120х100.
13. Интерактивная светозвуковая панель тип 3 (в виде вращающегося колеса).
14. Интерактивная звуковая панель 45х48 (Звуки).
15. Комплект «Подушки-фрукты».
16. Система Eduplay- комплексное решение для развития детей дошкольного возраста от 2 до 5 лет, а также для развития детей с особыми потребностями.
17. Кнопка вызова, приемник, тактильный знак (плоский пластик) 300х150 мм.
18. Пандус накладной 700х600 мм.
19. Пандус складной. Длина в сложенном виде -102 см, в раб. положении-183 см.
20. нформационно- тактильный знак (информационное табло), 600х500 мм (размер изображения), рельефный, оргстекло, дист. держатели.
21. Мнемосхема 600х800 мм и настенное крепление прямое. Тактильная, пластик. Подложка – оргстекло на металлическиххромированных дистанционных держателях.
22. Тактильный знак (пиктограмма, номер и пр.) 150х150 мм.
23. Наклейка «Желтая полоса» торцевая, ширина 50 мм, м.п.
24. Наклейка «Желтая полоса» торцевая, ширина 100 мм, м.п. Цвет: желтый.
25. Парта, регулируемая по высоте; возможность изменения угла наклона столешницы. Высота 53-78 см, Глубина 58 см, Ширина 115 см.
26. Стол рабочий для инвалидов-колясочников детей и взрослых, регулируемый по высоте СИ - 1.
27. Опора для сидения. Рост ребенка 90-110 см.
28. Опора для сидения. Рост ребенка до 90 см.
29. Опора для сидения. Рост ребенка 110- 135 см.
30. Ложка адаптированная для инвалидов.
31. Вилка адаптированная для инвалидов.
32. Рельефный держатель для чашек.
33. Нескользящий коврик для посуды.
Библиотека
В МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" имеется методический кабинет с большим количеством учебно-методической литературы.
Каталог учебно-методической литературы для работы с детьми ОВЗ
1. Богословец Л.Г., Давыдова О.И. Положение, регламентирующие деятельность ДОО.
Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
2. Букина О.В. Пространство детского сада: познание экология. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика Синтез, 2014.
4. Волосовец Т.В. Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика Синтез, 2011.
5. Емельянова И., Маркова С. Специфика работы с детьми ОВЗ в группах комбинированной направленности ДОО (при реализации примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Успех») // Дошкольное воспитание 2016. №11
6. Каратаева Н.А. О.В. Крежевских, В.Г. Барабаш. Стандартизация и вариативность дошкольного образования: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
7. Крылова О.Н., Кузнецова Рабочая программа педагога. Методические рекомендации для разработки. – Санкт-Петербург, КАРО, 2013.
8. Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Проект основной образовательной программы ДОО. Рекомендации и нормативные документы. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
9. Лапп Е.А. Е.В. Шипилова. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и
воспитания: Инструктивно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Микляева Н.В. Учебный план образовательной программы детского сада: как составить с учетом ФГОС ДО и СанПиНов? – М.: АРКТИ, 2016.
11. Михеева Е.В. Современные технологии обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2013.
12. Пегов В.А. Особые дети – особая педагогика: проблемы развития, воспитания и социализации в контексте вызовов современного образования. Сборник материалов II-й Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2015.
13. Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015.
14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. От 27.08.2915) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №5444н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)».
16. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
17. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,
18. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // http//www.firo.ru/
19. Погребняк Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое сообщество России, 2014.
20. Селищева Т.В. Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты. – Волгоград: Учитель, 2014.
21. Шелкунова О., Квасова А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Универсальный алгоритм построения
индивидуальных программ. // Дошкольное воспитание. 2016. №11.
22. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. Учебное издание. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016.
23. Правовой навигатор http://navigator.osoboedetstvo.ru
24. Сайт «Особое детство» http://wwwosoboedetstvo.ru
25. Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – Москва: Владос, 2018
26. О.Н. Трифонова Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии. Пособие для логопеда. - Москва: Владос, 2018.
27. Н.Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной. Устная связная речь. Часть 1. - Москва: Владос, 2017.
28. О.А. Козырева, Н.Б. Борисова Обучение грамоте. Подготовительная группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. - Москва: Владос, 2016.
29. Л.В. Аскульская Логопедическое лото. Развитие речи, внимания и памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: Владос, 2018.
30. Л.М. Крыжановская Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования. - Москва: Владос, 2017.
31. А.В. Белошинская Диагностика математического развития детей дошкольного возраста. - Москва: Владос, 2019.
ПЕРЕЧЕНЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ/ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, ПОСОБИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 73 «МАЛЫШ»
1. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия / Э.С. Акопова, Е.Ю. Иванова. – М.: Аркти, 2007. От 3 до 7 лет.
2. Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников / М. Э. Вайнер. – М.: Пдагогическое сообщество России, 2004. От 3 до 7 лет.
3. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.К. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. От 3до 7 лет.
4. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция / К.Н. Поливанова. – М.: Генезис, 2003. От 6 до 7 лет.
5. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет / Е.В. Рылеева. – М.: Айрис- Пресс, 2009. От 4 до 6 лет.
6. Рабочая программа педагога-психолога ДОО / Ю.А. Афонькина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.
7. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО «Издательство «Детство ПРЕСС», 2010. – 80 с. От 3 до 7 лет
8. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012. – 72 с. + CD-диск (Психологическая служба). От 2 до 4 лет.
9. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. – (Вместе с детьми). От 3 до 7 лет.
10. Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 164с. От 4 до 7 лет.
11. Коррекционно-развивающие занятия: занятия по снижению детской агрессии. / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 164с. От 4 до 7 лет.
12. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
13. Ф и л и ч е в а Т. Б., Ту м а н о в а Т. В., Ч и р к и н а Е.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические
рекомендации. — М., 200.
Спортивные объекты
В МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" оборудован физкультурный зал для занятий с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести.
Средства обучения и воспитания
Каталог материалов, игр и игрушек для обучения детей ОВЗ и инвалидов в кабинетах коррекционных занятий МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»:
1. Логопедическое лото Говори правильно Р,
2. Логопедическое лото Говори правильно Р
3. Логопедическое лото Говори правильно Л,
4. Логопедическое лото Говори правильно Л
5. Логопедическое лото Говори правильно С
6. Логопедическое лото Говори правильно Ш
7. Логопедическое лото Говори правильно Щ
8. Развивающие игры Воскобовича
9. Разноцветные лепестки (Приложение к коврогрофу ЛАРЧИК)
10. Развивающие игры Воскобовича
11. Буквы, цифры, знаки (Приложение к коврогрофу ЛАРЧИК)
12. Развивающие игры Воскобовича
13. Разноцветные кружки-1 (Приложение к коврогрофу ЛАРЧИК)
14. Развивающие игры Воскобовича
15. Игровой графический тренажер ИГРОВИЗОР
16. Двухцветный квадрат (схемы сложения, обучающие сказки)
17. Волшебная восьмерка 1
18. Развивающие игры Воскобовича "Разноцветные кружки"
19. Развивающие игры Воскобовича "Разноцветные веревочки"
20. Развивающие игры Воскобовича. Сказочные персонажи: Пчелка ЖУ-жа, Галченок Карчик, Ворон Метр, Незримка Всюсь, Гусеница Фифа, Долька маленькая, Долька средняя Мишек, Гномы 3 шт., Магнолик, Малыш Гео, Гусь, Лягушата
21. Развивающие игры Воскобовича "Геоконт"
22. Развивающие игры Воскобовича "Буквы, цифры, знаки"
23. Зажимы на липучке
24. Развивающие игры Воскобовича "Разноцветные лепестки"
25. Развивающие игры Воскобовича "Кораблик Брызг-брызг"
26. Развивающие игры Воскобовича "Игровой комплект МИНИЛАРЧИК"
27. Развивающие игры Воскобовича «Фиолетовый лес»
28. Развивающие игры Воскобовича "Теремки"
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
№ п/п |
Наименование |
Количество |
1. |
Наличие на входе пандуса |
1 |
2. |
Наличие доступных входных групп |
1 |
3. |
Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок |
все |
4. |
Наличие в организации утвержденного Паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг |
1 |
5. |
Доля работников, предоставляющих услуги инвалидам и прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников, предоставляющих услуги |
100% |
6. |
Адаптация официального сайта объекта для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) |
да |
Специальные условия питания
Укажите, что МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с утвержденным 10-дневным меню. Создание отдельного меню для детей с ограниченными возможностями здоровья не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр, медицинская сестра.
Доступ к информационным системам
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусматривается.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Список электронных образовательных ресурсов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями:
1. Презентация Microsoft Power Point «В мире животных» Для детей 3-7 лет
2. Презентация Microsoft Power Point «Мы-жители вселенной» Для детей 5-7 лет
3. Презентация Microsoft Power Point «Один день из жизни детского сада». Для детей 5-7 лет
4. Презентация Microsoft Power Point «Путешествие в космос»» Для детей 5-7 лет
5. Презентация Microsoft Power Point «Развитие речи». Для детей 5-7 лет
6. Презентация Microsoft Power Point «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников» Для детей 5-7 лет
7. Презентация Microsoft Power Point «Лэпбук - от идеи до воплощения»». Для детей 5-7 лет
8. Презентация Microsoft Power Point «Азбука безопасности». Для детей 3-7 лет
9. Презентация Microsoft Power Point «Народные промыслы России». Для детей 3-7 лет
10. Презентация Microsoft Power Point «Как жили люди на Руси». Для детей 3-7 лет
11. Презентация Microsoft Power Point «Чудо-огород». Для детей 3-7 лет
12. Презентация Microsoft Power Point «Правила для детского сада». Для детей 3-7 лет
13. Презентация Microsoft Power Point «История посуды». Для детей 3-5 лет
14. Презентация Microsoft Power Point «Изготовление кукол». Для детей 3-7 лет
Специальные технические средства обучения
Технические средства отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад № 73 "Малыш" отсутствуют.